Пятница, 03.05.2024, 08:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Рейтинг@Mail.ru
Разделы (категории)
В пмощь инвалидам [0]
Полезная информация, консультации, разъяснения
Основы законодательства [1]
Официальные документы, выдержки, разъяснения
О службе МСЭ [3]
Медико-социальная экспертиза в Удмуртии и России
Кто есть кто [0]
О руководителях и специалистах системы Здравоохранения, МСЭ и Соцзащиты населения
Прочее (разное) [1]
Тематические материалы из СМИ и Интернет
Новости DisLife
Поиск
Мини-чат
Статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100


www.izhevskinfo.ru

неофициальный общественный сайт для людей
с ограниченными возможностями здоровья

ВОПРОСЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Каталог статей

Главная » Статьи » О службе МСЭ

Организационно-методические основы медико-социальной экспертизы
I. Организационно – методические основы медико-социальной экспертизы (МСЭ)

Медико - социальная экспертиза - определение потребностей больного в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из сочетания следующих трех факторов:

- нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

- ограничение жизнедеятельности;

- необходимость осуществления мер социальной защиты.

Социальная защита – система гарантированных государством постоянных и (или) долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

При определенной степени ограничения жизнедеятельности и возникновении необходимости социальной защиты и помощи может наступить инвалидность.

1.1. Основные понятия, используемые при проведении МСЭ

Инвалидность – состояние человека, которое характеризуется социальной недостаточностью, постоянным или длительным ограничением жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, влекущих необходимость социальной защиты.

Инвалид – лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты.

Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или анатомических дефектов.

Нарушение здоровья – физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и (или) функции организма человека.

Ограничение жизнедеятельности – отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность.

Степень ограничения жизнедеятельности – величина отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья.

Социальная недостаточность - социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты или помощи.

1.2. Медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК),

функции, состав

Практическое осуществление МСЭ возложено на специальные государственные учреждения: Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) и Главные бюро медико-социальной экспертизы (ГБМСЭ). БМСЭ – являются первичными органами МСЭ и осуществляют свою деятельность в городах и районах. ГБ МСЭ создаются в областях, краях, республиках Российской Федерации, городах Москве и Санкт-Петербурге. Они являются высшими органами МСЭ в субъектах РФ.

Основными задачами учреждений МСЭ являются:

1. Определение группы инвалидности, ее причины (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности.

2. Разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, содействие в реализации мероприятий социальной защиты, включая реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий.

3. Формирование данных государственной системы учета инвалидов, изучение состояния динамики инвалидности и факторов к ней приводящих.

4. Участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, МСЭ, реабилитации и социальной защиты инвалидов.

1.2.1. Состав и функции бюро МСЭ

В состав Главного бюро МСЭ входят руководитель (председатель), несколько составов врачей различных специальностей, принимающих экспертные решения, группа специалистов по функциональной диагностике, профориентации и организации труда инвалидов, а так же специалисты служб юридического консультирования и информационно-статистического обеспечения.

В случае необходимости при Главном бюро может быть создано стационарное отделение.

Основная функция Главного бюро - контроль за деятельностью первичных комиссий и организационно-методическая работа.

Задачи Главного бюро МСЭ:

1. Проводить медико-социальную экспертизу лиц, обжаловавших решение бюро, и в случае необоснованности этих решений изменять их.

2. Проводить медико-социальную экспертизу граждан по направлениям бюро в случаях, требующих применения специальных методов обследования.

3. Формировать банк данных субъекта Российской Федерации о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществлять государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов.

4. Принимать участие в изучение факторов, приводящих к инвалидности и в разработках комплексных программ профилактики инвалидности.

5. Оказывать консультативную помощь врачам-экспертам и другим специалистам бюро.

В состав первичного бюро входят специалисты, принимающие экспертное решение (3 врача различных специальностей, в зависимости от профиля бюро), специалист по реабилитации, специалист по социальной работе и психолог, а так же старшая медицинская сестра, медицинский регистратор. Первичные бюро создаются по различным профилям: общий, кардиологический, травматологический, онкологический, педиатрический и т.д.

Основная функция первичного бюро – проведение освидетельствования больных и составление индивидуальной программы реабилитации инвалидов.

Задачи первичного бюро МСЭ:

1. Устанавливать факт наличия инвалидности, определять группу, причины,

сроки и время наступления инвалидности.

2. Формировать и корректировать индивидуальную программу реабилитации.

3. Формировать банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную

экспертизу.

1.3. Порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу

На МСЭ направляются граждане, имеющие нарушение здоровья, признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и нуждающиеся в социальной защите.

- при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от срока временной нетрудоспособности, но не более 4 месяцев.

- при благоприятном трудовом прогнозе в случае продолжающейся нетрудоспособности до 10 месяцев (в отдельных случаях: травма, состояние после реконструктивных операций, туберкулез – до 12 месяцев) для решения вопроса о продлении срока временной нетрудоспособности или установления инвалидности.

- работающие инвалиды для изменения трудовой рекомендации или в случае ухудшения клинического и трудового прогноза.

Право направлять граждан на МСЭ предоставлено лечащим врачам амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений с утверждением КЭК учреждения.

При установлении инвалидности срок временной нетрудоспособности завершается днем регистрации направления на МСЭ. Лицам, не признанным инвалидами, листок нетрудоспособности продлевается лечебно- профилактическим учреждением до восстановления трудоспособности или повторного направления на МСЭ.

1.4. Порядок заполнения учетной формы № 088/у-97

«Направление на медико-социальную экспертизу»

Указанную форму заполняет лечащий врач на лиц, направляемых впервые на МСЭ, и на инвалидов, направляемых на переосвидетельствование.

В «Направлении на медико-социальную экспертизу» заносятся сведения о развитии заболевания, течении, частоте и длительности времени нетрудоспособности.

В строке «История настоящего заболевания» – при первичном оформлении подробно излагаются сведения о начале заболевания, особенностях течения, сведения о характере проведенного лечения, видах лечения.

При оформлении направления на переосвидетельствование указываются сведения о течении заболевания за период прошедший со дня установления группы инвалидности.

В строке – «Состояние больного при направлении на МСЭ» – каждый специалист (терапевт, хирург, невролог и т.д.) описывает подробно объективный статус.

В строке – «Диагноз при направлении на МСЭ» указывается развернутый диагноз, отражающий нозологическую форму заболевания в соответствии с Международной статистической классификацией болезней Х пересмотра.

При сочетании нескольких заболеваний основным указывается то заболевание, которое определяет наличие признаков инвалидности.

В строке «Основание для направления на МСЭ» обозначается: наличие признаков инвалидности, об окончании срока инвалидности, досрочное переосвидетельствование, необходимости продления больничного листа – нужное подчеркивается.

Направление подписывается председателем КЭК, членами комиссии и скрепляется печатью лечебно-профилактического учреждения.

1.5. Порядок проведения медико-социальной

экспертизы

Медико-социальная экспертиза лица проводится по письменному заявлению гражданина, либо письменному заявлению его законного представителя.

Заявление подается на имя руководителя учреждения. К заявлению прилагаются направление учреждения здравоохранения (ф. 088/у), медицинские документы, подтверждающие нарушение его здоровья. Освидетельствование граждан в БМСЭ проводится по месту жительства гражданина.

Специалисты учреждения, проводящие медико-социальную экспертизу, рассматривают предоставленные сведения (клинико-функциональные, социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические и другие данные), проводят личный осмотр гражданина, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты.

Решение о признании лица, инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности, принимается полным составом специалистов простым большинством голосов. Решение объявляется гражданину руководителем учреждения.

БМСЭ проводят также выездные консультации в лечебно-профилактические учреждения и на дом к больному.

В случаях, когда состав специалистов учреждения не может принять экспертное решение, акт освидетельствования направляется в 3-дневный срок в Главное бюро медико-социальной экспертизы, которое принимает решение.

Данные экспертного освидетельствования и решение БМСЭ, заносятся в протокол заседания и акт освидетельствования лица, которые подписываются руководителем, специалистами принимавшими решение, и заверяются печатью учреждения.

Лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности. Форма справки утверждается Министерством социальной защиты населения Российской Федерации. Лицу, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка (произвольного образца) о результатах освидетельствования. Лицу, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления отмечаются в листке временной нетрудоспособности.

1.6. Порядок обжалования решений бюро МСЭ

Гражданин в случае несогласия с экспертным решением бюро МСЭ может обжаловать его на основании письменного заявления, подаваемого в Главное бюро МСЭ. Главное бюро МСЭ не позднее месяца со дня поступления заявления проводит медико-социальную экспертизу лица и на основании полученных результатов выносит решение.

Решение Главного бюро МСЭ может быть обжаловано на расширенных заседаниях специалистов, созданных при Комитетах социальной защиты субъекта РФ. При несогласии с решением Главного бюро МСЭ гражданин может обжаловать это решение в суде, в порядке, установленном законодательством РФ.

Источник: http://www.ozz.medexplorer.ru/mse.php

Категория: О службе МСЭ | Добавил: WebAdmin (20.12.2008) | Автор: VZ© W
Просмотров: 6567